Проведено в Государственном академическом университете гуманитарных наук, Москва, Россия, автор - Колесникова Н.И.
В исследовании приняли участие 150 человек, разделенных на группы по возрасту и полу.
Выводы:
Признание наличия/отсутствия обмана в ситуации в молодом возрасте в наибольшей степени сопряжено с тем, кого приходится обманывать: чем менее близкие отношения с человеком, тем больше вероятность, что обман не будет признан таковым, особенно, если это обман по умолчанию (сокрытие правды).
Обман как способ сохранить значимые отношения с близким человеком является распространенным мотивом неискренности для всех возрастных периодов. Наиболее четко эта закономерность прослеживается у мужчин.
С возрастом обман по умолчанию перестает восприниматься субъектом как обман даже в ситуациях взаимодействия с близкими людьми. Отношение к высказанному обману с возрастом становится более неоднозначным: большой процент субъектов не признают его наличие во многих ситуациях. Таким образом, с возрастом наблюдается изменение отношения к обману: от абсолютного и однозначного к более тонкому, сложному и дифференцированному.
У женщин наблюдается снижение показателей понимания обмана с возрастом. Максимально высокие показатели из всего изучаемого периода приходятся на 17–22 года, затем наблюдается статистически значимое снижение показателей понимания обмана. У мужчин высокие показатели понимания обмана приходятся на 17–22 года и 35–45 лет. В 25–30 лет наблюдается статистически значимое снижение данных показателей. Следовательно, различия в понимании обмана между мужчинами и женщинами наблюдаются в более зрелом возрасте, тогда как в молодом возрасте уровень понимания обмана у мужчин и женщин не различается.