Психоанализ детских неврозов. Выдвинутое З.Фрейдом положение о том, что истоки возникновения неврозов уходят своими корнями в детство и связаны с особенностями психосексуального развития ребенка, с необходимостью подвело вопрос об изучении детских неврозов. Детский психоанализ начинался как приложение к взрослому. Отталкиваясь от идей Фрейда, последующие психоаналитики приступили к практическому анализу детских неврозов, что нашло свое отражение, в частности, в терапевтической деятельности А. Фрейд, М. Кляйн, Д. Винникотта и других аналитиков.
Техники детского анализа, хотя и сопоставимы с аналитическим методом, адаптированы к уровню развития Я, достигнутого ребенком. В своей исследовательской и терапевтической деятельности А. Фрейд исходила из того, что детский психоанализ требует специальной техники, поскольку в отличие от взрослого ребенок является незрелым, несамостоятельным существом, решение на анализ никогда не исходит от него самого, он не чувствует никакого нарушения и чаще всего у него нет сознания того, что он болен. Учитывая эти особенности, детский психоанализ предполагает прежде всего более или менее длительный подготовительный период, на протяжении которого осуществляется как бы «дрессировка» ребенка для анализа, исследование всей семьи ребенка, приглашение родителей ребенка для беседы, т.к. при неблагоприятной атмосфере в семье лечение эффекта не даст; воспитание чувства доверия у ребенка.
Если суммировать практическую работу А. Фрейд, М.Кляйн и других детских психоаналитиков, работающему с детьми аналитику необходимо придерживаться следующих правил: он не должен оставаться безличным по отношению к маленькому пациенту, необходима большая эмоциональная выкладка и эмпатия; вместо толкования свободных ассоциаций и поступков пациента аналитик должен предложить ребенку метод русунков и игровой активности и направить свое внимание на те моменты, где «разыгрываются невротические реакции», и связать их с домашней средой, отношениями между его родителями и его отношением к ним, прежде всего, к матери; окружающим ребенка миром; аналитик должен учитывать то обстоятельство, что внешний мир оказывает «на механизм инфантильного невроза и на течение анализа» более сильное влияние, чем у взрослого пациента; при работе с ребенком аналитик должен суметь занять место его Я-идеала и ему не следует начинать свою терапевтическую.деятельность до тех пор, пока не будет уверен в том, что он «окончательно овладел этой психической инстанцией ребенка»; аналитик должен обладать авторитетом в воспитательном отношении, т. е. анализировать и воспитывать, позволять и запрещать, «разрывать и вновь связывать».
Уникальная особенность детского психоанализа состоит в том, что он происходит в условиях развивающейся и меняющейся личности. Его главное отличие от взрослого анализа - сугубо практический характер. Тогда как у взрослых аналитик узнает о детстве методом реконструкции вытесненного, у детей он наблюдает и реконструирует психические процессы в текущий период через игру и деятельность ребенка и может легко судить о причинах травматизации.
Метод наблюдения является ведущим в психоаналитической работе с ребенком и интуитивно угадывать и чувствовать ощущения ребенка - искусство аналитика.