Диапазон трактовок психоанализа велик. Если взять за исходное определение какую-то одну трактовку, то ускользает почва для адекватного понимания психоанализа. Поэтому мы приведем его характеристики, данные Фрейдом в своих работах разных лет. Итак,
- Психоанализ- часть психологии как науки, исследование бессознательного,
- незаменимое средство научного исследования,
- способ исследования психических процессов,
- беспартийный инструмент, как например, исчисление бесконечно малых величин,
- наука о бессознательном психическом,
- орудие, которое дает возможность Я овладеть ОНО (сознанию- бессознательным),
- исследование, признающее факты переноса и сопротивления как исходные положения работы,
- вспомогательное средство исследования в разнообразных областях духовной жизни,
- один из видов самопознания,
- искусство толкования,
- ненаучное, свободное от тенденциозности, исследование о терапевтических приемах,
- метод для облегчения душевных страданий,
- медицинский метод, направленный на лечение отдельных форм нервности посредством определенных методов.
Таким образом, психоанализ является и наукой, и искусством, и занимает среднее место между медициной и философией.
Наиболее полное определение психоанализа Фрейд дал в энциклопедической статье " Психоанализ и теория либидо":
- способ исследования психических процессов, иначе недоступных пониманию,
- метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании,
- ряд возникших в результате этого психологических конструкций, постоянно развивающихся и складывающихся в новую научную дисциплину.
Основной предпосылкой психоанализа является разделение психики на сознание и бессознательное. Психоаналитик не считает сознание сутью психики и исходит из того, что бессознательные влечения и желания предопределяют мышление и поведение человека.
Причиной большинства психических и эмоциональных расстройств является то, что уходящие своими корнями в травмирующие психику ребенка переживания детства, бессознательные влечения и желания сексуального и агрессивного характера приходят в столкновение с существующими в обществе нравственными и культурными нормами. Рождается психический конфликт, разрешаемый путем вытеснения из сознания "дурных" влечений и желаний. Но они не исчезают бесследно, а загоняются в глубины человеческой психики и рано или поздно дают о себе знать. Благодаря механизмам сублимации (переключение сексуальной или агрессивной энергии на социально приемлемые цели) они могут выливаться в творчество, занятие наукой, но могут толкнуть человека к "бегству в болезнь", невротическому способу разрешения стоящих перед человеком проблем и противоречий жизни.
В теории психоанализ нацелен на выявление смысла и значения бессознательного в жизни человека, на раскрытие и понимание механизмов функционирования психики человека.
Основные психоаналитические идеи :
- в психике нет ничего случайного,
- события первых лет имеют первостепенное значение для всей последующей жизни,
- эдипов комплекс (проявление ребенком бессознательных влечений, сопровождающихся выражением чувств любви и ненависти к родителям) является не только ядром неврозов, но и источником возникновения нравственности, морали, религии, общества и культуры,
- психический аппарат состоит из трех областей- бессознательного Оно (влечения и инстинкты, берущие свое начало в соматической структуре и проявляющиеся в неосознаваемых формах), сознательного Я (несущего функции самосохранения и контроля над требованиями Оно, всегда стремящегося к получению удовольствия любой ценой) и гиперморального Сверх-Я, олицетворяющего собой авторитет родителей, социальные требования, совесть,
- основополагающие влечения человека- влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос), включающее в себе инстинкт разрушения.
В клинической практике психоанализ направлен на устранение невротических симптомов путем осознания пациентом своих бессознательных влечений и желаний с целью понимания и последующего сознательного разрешения внутрипсихических конфликтов. Используя различные аналогии, З.Фрейд сравнивал психоаналитическую терапевтическую работу с работой химика (химический анализ), археолога (раскопки древних слоев), вмешательством хирурга и влиянием воспитателя.