Методы психологиипсиходиагностикиВиды психологических тестовПсихологические тесты онлайн
На главную страницу  
Фотогалерея психоанализа.
Вход на Форум по психоанализу
Методы; история психоанализа в России и в мире; основные психоаналитические понятия. Описания процесса психоанализа; показания к прохождению; запись на консультацию и прием; обзор других видов психотерапии. Описание процесса обучения психоанализу; требования к психоаналитику; институты, обучающие психоанализу; психоаналитические общества и организации. Литература по психоанализу, психосоматике, гипнозу, общей и клинической психологии. Информация и анонсы по психоаналитическим конференциям, лекциям и семинарам; психоаналитические афоризмы и метафоры; юмор и анекдоты о психоанализе. Карта сайта Психоанализ.РУ Практическое применение психоанализа Форум по психоанализу и психотерапии

 

 

 

Полное собрание сочинений работ Фрейда

Психологические тесты онлайн

Карта сайта Психоанализ.рф

Основные понятия психоанализа

Лучшие книги по психоанализу. Биографии известных психоаналитиков.

Информационные партнеры сайта

Кушетка Фрейда

Вопрос психологу, отзывы о психотерапии

Виды неврозов и психических нарушений

Поиск по сайту

Часто задаваемые
вопросы

 

Статьи по психологии и медицине

Основные методы психодиагностики. Виды психологических тестов.

Методов и методик психодиагностики очень много. Однако среди них есть ограниченное число общеизвестных методик, определяющих в целом облик психодиагностики. Приведем некоторые из них и изложим основания для классификации психодиагностических методик.
         По типу диагностируемых психологических свойств методики психодиагностики можно разделить на следующие группы:
- диагностика  интеллекта и умственного развития (Тест Векслера, тест Р.Амтхауэра, свободный от культуры тест интеллекта Р.Б.Кеттелла,  интеллектуальные тесты Г.Айзенка, Тест Равенна, тест социального интеллекта Гилфорда-Салливена);
-   диагностика эмоционально-волевой сферы (Тест школьной тревожности Филипса, опросник Спилбергера-Ханина, шкала проявлении тревоги Тейлора, опросник Басса-Дарки, опросник Ассингера, методика Розенцвейга, оценка уровня субъективного контроля);
- диагностика направленности личности (ТЮФ, опросник Рокича, диагностика мотивации успеха, диагностика мотивации избегания неудачи,  диагностика мотивации аффилиации);
- диагностика характера и темперамента (Опросник Леонгарда, опросник Леонгарда-Шмишека, ПДО, методика Стреляу,  опросник В.М.Русалова, опросник Айзенка);
- диагностика самосознания (Методика изучения самоотношения (МИС) С.Р.Пантелеева, методика репертуарных решеток Дж.Келли);
- проективные методики диагностики личности (Тест Люшера, " Дом- дерево- человек", "Несуществующее животное", рисунок человека из геометрических  фигур, ТАТ, тест руки, методика Сонди);
- диагностика межличностных отношений (Кинетический рисунок семьи, методика Лири, методика Рене Жиля, опросник родительского  отношения В.В.Столина и А.Я.Варги);
- диагностика социально-психологической адаптированности (Опросник Стотта, методика Роджерса-Даймонда);
- комплексные методики (16 ЛФ Р.Б.Кеттелла, MMPI, СМИЛ или СМОЛ);
- диагностические программы (Диагностика готовности к школе, диагностика готовности к средней школе, составление психологического автопортрета).

 

Тесты - это полезно, но теория без практики мертва.

 

ЗАПИСЬ К ПСИХОТЕРАПЕВТУ, ПСИХОАНАЛИТИКУ

 

Еще больше новой информации - на сайте психоанализ.рф


Другим критерием классификации психодиагностических методик является мера «объективности—субъективности». В случае объективных методик влияние психодиагноста на результаты минимально; при применении субъективных методик результаты обследования зависят от опыта и интуиции исполнителя.
Проведение обследований с использованием психодиагностических методик требует от психодиагноста выполнения различных технологических операций, что является еще одним основанием для классификации методик. Так, выделяют:
- аппаратурные методики диагностики психофизиологических показателей (частота сердечных сокращений, функции дыхания и т.д.),
- аппаратурные поведенческие методики (определение времени простых и сложных реакций на различные стимулы),
- тесты способностей (объективные тесты),
- методики диагностики креативности (в них априори отсутствует правильный ответ- оценка дается по статистической редкости ответа),
- личностные тесты-опросники (они наиболее распространенные – это ряд утверждений с возможными вариантами ответов; ответ на каждый пункт опросника предопределяет степень выраженности той или иной черты. Традиционно выделяют три класса черт - конституциональные, индивидные и личностные. Наиболее широко признанной является методика «Большая пятерка», диагностирующая следующие черты: «самоуверенность-неуверенность», «дружелюбие - враждебность», «сознательность - импульсивность», «эмоциональная стабильность - тревожность», «интеллектуальная гибкость - ригидность»),
- методики субъективного шкалирования (основаны на отражении характеристик объекта путем установления их числовых отношений и упорядочивания в определенную числовую систему),
- проективные методики (позволяют прогнозировать индивидуальный стиль поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых или конфликтных ситуациях, а также обнаруживать плохо осознаваемые и неосознаваемые аспекты личности),
- технику репертуарных решеток (позволяют диагностировать особенности индивидуального сознания: выделение особенностей Я-концепции; выяснение представлений человека о значимых других и себе самом; о кризисной ситуации, в которой он оказался; выявление особенностей восприятия других людей, а также имплицитных теорий личности и способностей, присущих различным социальным группам),
- прочие методики, такие как структурированное интервью, клиническая беседа, ситуационное тестирование, различные интерактивные методики (тренинги, «ролевые игры», организационно-деятельностные игры).

Методологической основой психодиагностики является дифференциальная психометрика, или наука о дифференциально-психологических измерениях. Она обосновывает требования, которым должны удовлетворять измерительные психодиагностические методы, а также процедуры их разработки и применения. В дифференциальной психометрике отсутствуют эталоны для измерений, поэтому числовые значения (ранги, категориальные шкальные значения и т. п.) «приписываются» самим людям. То есть в качестве эталона используется сама психодиагностическая методика, и люди сравниваются между собой по результатам ее выполнения. При этом абсолютные значения, получаемые в ходе выполнения той или иной методики  мало что говорят о выраженности исследуемого качества и приобретают некоторый смысл только при сравнении с результатами других испытуемых - при сопоставлении с нормами выполнения теста на выборке стандартизации. Достоинства измерительных методов - объективный характер процедуры и возможность перепроверки полученных результатов. Однако эти достоинства являются следствием требований, предъявляемых к психодиагностическим методикам: репрезентативности (соответствие тестовых норм выборки, на которой проводилась стандартизация тестовым нормам обследуемой популяции), надежности (точности и устойчивости измерений), валидности (соответствие методики измеряемому концепту).

 

 

 

г. Москва, улица Косыгина, 13, подъезд 5 (м. Воробьевы горы, м. Ленинский проспект) Схема проезда.

Телефоны: (495) 741-17-49, (925) 859-11-45

E-mail: yaroslav@psychoanalyse.ru

Яндекс цитирования Размещено в dmoz (ODP)

Сотрудничество и реклама на сайте.

Москва 2004-2015 : YaYu   @