На главную страницу  
Фотогалерея психоанализа.
Вход на Форум по психоанализу

Полное собрание сочинений работ Фрейда

Психологические тесты онлайн

Карта сайта Психоанализ.рф

Основные понятия психоанализа

Лучшие книги по психоанализу. Биографии известных психоаналитиков.

Информационные партнеры сайта

Кушетка Фрейда

Вопрос психологу, отзывы о психотерапии

Виды неврозов и психических нарушений

Поиск по сайту

Часто задаваемые
вопросы

 

Статьи по психологии и медицине

 

Детский рисунок семьи

 

Родители, хотя бы однажды обращавшиеся со своим ребенком к психологу или психоаналитику, наверняка сталкивались с тем, что ребенка просят нарисовать семью. Делается это с целью выявить по особенностям рисунка детали межличностных отношений в семье.

Для этого одни специалисты предлагают воспользоваться цветными карандашами (этот вариант самый распространенный), другие – восковыми мелками, ручками с цветными пастами, фломастерами, красками и даже специальной песочной техникой. Выбор зависит от особенностей развития ребенка. В частности, если малыша в садике на занятии учили рисовать «дядю», причем цветными карандашами, вероятность того, что и на тестовом рисунке семьи для психолога он изобразит папу в виде именно такого дяди, порадовавшись, что папа получился как надо. Психолог реальной картины в этом случае, конечно, не увидит.

Предложить нарисовать такой рисунок родитель может ребенку, не дожидаясь посещения психолога. Наверняка, папе и маме он многое расскажет о проблемах их малыша. Заметим, что, увлекшись, дочка может нарисовать на рисунке кроме членов своей семьи немало детских игрушек для девочек. 8 лет – это возраст, когда ребенок может увлечься и на время забыть, чем собственно он занимается. Если такой шедевр вы явно затрудняетесь интерпретировать, так как ребенок явно рисовал не семью, а собственный ящик с игрушками, проще перенести тест на другое время, а результат пробы пера можно показать профессиональному психологу.

Если с рисунком все в порядке, и вы готовы над ним подумать, то для начала пересчитайте всех членов семьи. Недостаток – показатель того, что проблема налицо. Если не хватает «художника», значит, его интересы в семье явно ущемлены и пора отправляться за помощью к психологу. Возможно, ребенок протестует, а, может, ему трудно найти общий язык с членами семьи и он не чувствует себя ее частью. Такой же вариант бывает и в случае, если на рисунке изображен только автор, но небольшого размера и в темных, не цветных тонах. Он как бы говорит: «Я один, меня все бросили». Такое часто происходит со старшим ребенком после рождения младшего, если все внимание уделяется только новорожденному.

Вариант нехватки брата или сестры – показатель конфликта автора с этим членом семьи или, например, чувства сильной ревности. Очень многое об отношении к братьям и сестрам «художника» может сказать различие фигурок по размерам. Когда не наблюдается реального распределения всех членов семьи по росту, значит можно этот фактор смело принимать во внимание. Продемонстрировать главное привилегированное положение своей, например, младшей сестры, ребенок может, поставив ее рядом с остальными на стул или столик. Если при этом сам он немного ниже, значит, в какой-то степени может страдать от своей ненужности. Располагая изображения членов семьи по горизонтали, ребенок, как правило, показывает свое понимание распределения власти в семье – то есть, кто выше, тот и главнее.

Предлагая своему ребенку нарисовать семью в надежде провести небольшой тест межличностных отношений в семье, не забывайте, что готовый рисунок будет иллюстрировать настроение и отношение ребенка к семье в данный момент. Если, например, художник только что поссорился с братом, не поделив ящик детских игрушек для мальчиков, то даже в 9 лет парень может нарисовать себя и брата, разделенного злополучными игрушками, забыв об остальных членах семьи. Этот рисунок будет четко иллюстрировать именно эту конкретную ситуацию и сиюминутные переживания. Попросив повторить рисунок через неделю, можно получить совершенно другое изображение. Делать серьезные выводы в любом случае под силу специалиста, а вот сориентироваться в настроении детей такой тест всегда поможет.

 

 

 

г. Москва, улица Косыгина, 13, подъезд 5 (м. Воробьевы горы, м. Ленинский проспект) Схема проезда.

Телефоны: (495) 741-17-49, (925) 859-11-45

E-mail: yaroslav@psychoanalyse.ru

Яндекс цитирования Размещено в dmoz (ODP)

Сотрудничество и реклама на сайте.

Москва 2004-2015 : YaYu   @