Литература по психоанализуЛитература по психосоматике и гипнозуЛитература по психотерапии и психодиагностике , сексологии, по клинической психологии и психиатрии.
На главную страницу  
Подписка на новости сайта
Вход на Форум по психоанализу
Практическое применение психоанализа в трудах известных психоаналитиков и современной практике. Форум по психоанализу и психотерапии

 

 

 

Полное собрание сочинений работ Фрейда

Психологические тесты онлайн

Карта сайта Психоанализ.рф

Основные понятия психоанализа

Лучшие книги по психоанализу. Биографии известных психоаналитиков.

Информационные партнеры сайта

Кушетка Фрейда

Вопрос психологу, отзывы о психотерапии

Виды неврозов и психических нарушений

Поиск по сайту

Часто задаваемые
вопросы

 

Статьи по психологии и медицине

 

Современные работы и статьи по психоанализу. Работы психоаналитиков - друзей и коллег.

Здесь Вы можете ознакомиться с работами и переводами психоаналитиков нашего Центра, а также с оригинальными психоаналитическими произведениями, присланными нашими друзьями и коллегами. Переводы работ западных психоаналитиков на русском языке публикуются впервые. Кроме этого мы предлагаем авторам оригинальных психоаналитических работ присылать нам свои статьи и произведения. Наиболее интересные из них будут опубликованы на нашем сайте.

 

 

[В оглавление]

 

Я.Ю.Телегин. Роль бессознательных фантазий в психоанализе женских сексуальных расстройств. (фрагменты).

 

Аннотация книги.

Психология и сексуальность женщины является сложной областью исследования. В эротическом увлечении и поведении человек проявляет себя крайне индивидуально и свободно, а женщина – намного индивидуальней в сексуальном отношении, чем мужчина.

Толчком для наших современных представлений и знаний о психологии сексуальности стала психосексуальная теория З. Фрейда. Его исследования развенчали миф об асексуальности детства, что и стало основой для серьезного прогресса изучений в областях сексологии, сексопатологии, психологии пола. Надо заметить, что многие теории Фрейда в области женской сексуальности оспаривались в дальнейшем его последователями.

Справедливости ради надо сказать, что Фрейд открыто признавал, что его взгляды на этот вопрос не являются истиной в последней инстанции, назвав в 1926 году женскую психологию «темным континентом». Не приходится сомневаться и в том, что Фрейд считал психологию женщин более загадочной по сравнению с психологией мужчин. Однажды он сказал Мари Бонапарт: «Великим вопросом, на который не было дано ответа и на который я все еще не могу ответить, несмотря на мое тридцатилетнее исследование женской души, является вопрос: «Чего хочет женщина?». [4, стр. 310].

Еще совсем недавно в обществе царило убеждение, что женщины менее сексуальны, чем мужчины. Поэтому проблемы женских половых расстройств как бы не существовало. За прошедшее с момента исследований Фрейда время традиционные взгляды на сексуальность женщины были полностью опровергнуты, а ее сексуальные потребности признаны совершенно законными. Однако одновременно с этим от женщин стали ожидать безусловной сексуальной отдачи, а их сексуальные проблемы - благодаря многочисленным статьям в журналах, популярным книгам и телевизионным ток-шоу - вдруг оказались в центре внимания.

В результате женщины стали все больше задумываться над тем, все ли у них в порядке в половой сфере. Женщина, ощущающая себя по той или иной причине недостаточно отзывчивой в сексуальном плане, испытывает замешательство, огорчается или впадает в депрессию точно так же, как мужчина.

Чтобы прийти к пониманию психогенности и значимости женских сексуальных расстройств, можно обратиться к работам К. Хорни. «Мои пациентки обращались к анализу по самым разным психологическим причинам: тревога по всевозможным поводам, невроз навязчивости, депрессия, затруднения в работе и при контактах с людьми, трудный характер и т. д. Во всех случаях невроза психосексуальная жизнь пациенток была нарушена. Что меня поразило: при всем разнообразии картины неврозов не было ни одного, протекавшего без функциональных расстройств в половой сфере, будь то фригидность различной степени, вагинизм, всевозможные нарушения менструального цикла, нимфомания, боли, выделения из влагалища, которые не имели никаких органических предпосылок и исчезали после раскрытия определенных бессознательных конфликтов; различные ипохондрические страхи, такие, как канцерофобия или страх собственной ненормальности; нарушения при беременности и родах, которые явным образом указывали на их психогенное происхождение».[26, с.130-131].

Хорни писала, что экспериментальное изучение подобных проблем невозможно, и метод, который может раскрыть связь между определенными эмоциональными воздействиями и симптомом, должен быть основан на работе с предысторией случая. Такой метод поможет понять особую эмоциональную структуру личности пациентки и корреляцию ее эмоций и симптомов через индивидуальную специфику истории ее жизни.

«Я знаю только одну психологическую школу, которая предлагает такое глубинное проникновение в личность пациента с достаточно высокой степенью научной точности — это психоанализ . В процессе анализа мы получаем такую картину происхождения, содержания и динамической напряженности воздействия психических факторов, которая на самом деле существует в реальной жизни».[26, с.130].

Надо отметить, что исследования по данной проблеме представлены в психоаналитической литературе фрагментарно и исследовались с различными концептуальными подходами. Поэтому актуальность работы состоит еще в систематизации психоаналитических знаний по данному вопросу. Причинно-следственная связь между неврозами и сексуальными расстройствами и перверсиями существует всегда, и выявление факторов, ответственных за формирование сексуальных расстройств и перверсий представляет собой важный инструмент для успешной психоаналитической терапии.

Текст работы.

 

[В оглавление]

 

Д.Г.Борисов. Психоаналитическое рассмотрение различий между стыдом и виной

 

Аннотация работы.

С точки зрения теории психоанализа, чувства вины и стыда являются базовыми аффектами при невротических расстройствах. Работа содержит обзор существующих концепций психических механизмов, объясняющих происхождение чувств вины и стыда.

Противопоставление стыда и вины было первоначально связано в зарубежной психологии и этнологии с проведен­ным Фрейдом разграничением Я-идеала и «Супер-эго»: стыд появляется, когда индивид не может выполнить положительную программу деятельности, воплощенную в его Я-идеале, а вина — когда он нарушает запреты, воплощенные в «Супер-эго». Однако такой подход принят не только в психоанализе.

Психологически стыд и вина - разные формы тревожности, связанные с самооценкой.

Стыд означает тревогу за свою репутацию; он возникает, когда индивид чувствует, что не отвечает ожиданиям окружающих, что он в чем-то слабее других, каковы бы ни были причины этой слабости.

Вина выражает озабоченность по поводу личных качеств, за которые индивид чувствует себя полностью ответственным.

Работа посвящена описанию различных теоретических подходов к пониманию чувств вины и стыда, различных вариантов нормы и патологии.

Кроме классической теории 3. Фрейда, в данной работе использованы труды аналитиков американской и французской школы, юнгианских аналитиков, а также современные исследования.

Вина и стыд являются частью социального бытия человека. Формирование у субъекта способности переживать стыд и вину обусловлено его включенностью в социальное взаимодействие. Зарубежные исследователи рассматривают стыд и вину в качестве социальных образований. Принято считать, что «Сверх-Я» формируется в ходе социализации, а вина и стыд являются следствием интерперсонального конфликта. Соотнося стыд и вину с системой «Я», представители психоанализа подчеркивают, что чувства по отношению к себе и другому взаимосвязаны. В современной психоаналитической литературе нет единой точки зрения на понимание чувства стыда. Одни психоаналитики рассматривают чувство стыда через призму страха человека, возникающего у него в результате реального или возможного осуждения со стороны окружающих его людей за скрытые эксгибиционистские желания или непристойные бессознательные фантазии. Другие - соотносят его с механизмом защиты Я. Третьи - трактуют стыд как аффективную реакцию на внутренние запреты Сверх-Я или расхождения с его идеалами.

Теоретический анализ работ, посвященных изучению вины и стыда, показал, что современные исследователи считают актуальным вопрос о различиях между данными феноменами, о необходимости их четкой дифференциации. Таким образом, анализ подходов к трактовке вины и стыда свидетельствует о важности их исследования в качестве интегральных отношений личности, наделенных устойчивыми признаками, позволяющими отличать один феномен от другого.

 

Текст работы

 

[В оглавление]

 

Джио Ди Фео. Дзен-психоанализ.

Аннотация книги.

Цель этой работы - осветить проблемы взаимосвязи между психоанализом и дзен-буддизмом.

Между этими двумя достижениями человечества в сфере глубинной психологии уже на протяжении многих лет существует постоянный диалог, безусловно, сложный, но конструктивный. Дзен-буддизм не меньше, чем психоанализ, занимался изучением «глубинного» ума. Еще Платон говорил, что неосмысленная жизнь не достойна того, чтобы ее прожили, и Будда Шакьямуни может считаться одним из первых исследователей глубинной психологии.

Цели психоанализа и дзен-буддизма похожи: облегчить человеку страдания и вернуть ему, насколько это возможно, психическое здоровье, помогая обрести счастье в этой жизни. Как психоанализ, так и дзен-буддизм работают с умом, исследуя его до самых сокровенных глубин.

Эта работа покажет, как много психоаналитиков, уже считающихся классиками, были знакомы с дзен-буддизмом: начиная с Юнга, Фромма, Хорни и Перлза между психоанализом и дзен-буддизмом установились отношения постоянного диалога, послужившие их взаимному обогащению и развитию.

Далее в работе уделяется внимание связям, установившимся между психоанализом и дзен-буддизмом, которые способствовали проведению в 1958 конгресса в Куэрнаваке (Мексика), где приняли участие многие психоаналитики, включая Фромма. Из научных работ, представленных на этой конференции, можно оценить, насколько обогатился настоящий диалог между психоанализом и дзен-буддизмом, и особенно, какое распространение получил, с одной стороны, психоанализ на Востоке, с другой - дзен-буддизм на Западе

Мы начинаем с Фрейда и его связей с Востоком, далее анализируем написанное на эту тему Юнгом, затем - Фроммом и другими психоаналитиками (вплоть до Лакана).

После такого экскурса мы рассматриваем точки соприкосновения и расхождения психоанализа и дзен-буддизма относительно таких понятий, как Я , Самость, Бессознательное, сновидение и обсуждаем возможность использования дзен-медитации в психоанализе.

Книга может быть Вам выслана по электронной почте по запросу.

[В оглавление]

 

И.Ю.Поперечный. Тайнопись Сальвадора Дали.

Аннотация работы.

(предпосылки к анализу произведений художника, изложенного в монографии Игоря Поперечного «Игры разума Сальвадора Дали», изданной в Новосибирске в 2005 году, ISBN 5-7620-1068-6 ).

Творчество великого испанца Сальвадора Дали, как и его жизнь, всегда вызывает неподдельный интерес. Его картины, во многом непонятные даже искусствоведам, привлекают внимание оригинальностью и экстравагантностью. Кто-то навсегда остается зачарованным в поисках «особого смысла», а кто-то с нескрываемым отвращением говорит о душевной болезни художника. Но отрицать гениальность не могут ни те, ни другие.

Да, картины Дали – это покушение на «нормальную» психику.

Знакомясь с полотнами Гения, каждый человек стремится найти в них что-то особенное, понятное только ему. Любой наблюдатель теряется в догадках, пытаясь придать смысл увиденному.

Известный писатель ХХ века Джордж Оруэлл («Скотный двор», «1984») писал, что Сальвадор Дали «оснащен настолько полным и превосходным комплектом извращений, что ему может позавидовать любой».

В работе автор пришел к выводу, что «комплект извращений», о котором говорил английский писатель, присутствует во всех произведениях великого испанца. В ходе анализа всего творчества Гения были выявлены строго определенные группы и темы символов, которые при соответствующей «расстановке» в картинах представляют собой композиции с конкретным контекстовым содержанием. Сейчас, после кропотливой трехлетней аналитической работы над всеми творениями в целом, можно сказать, что картины Сальвадора Дали являются исповедью художника перед самим собой. В своих произведениях он скрыл то, о чем боялся рассказать даже самым близким людям.

 

Полный текст работы.

Книга «Игры разума Сальвадора Дали» может быть Вам выслана по электронной почте по запросу.

[В оглавление]

М. Гюнтер. «Если он не узнает себя» - любовные отношения и отношения в обществе в позднем подростковом периоде. Перевод Борисовой В.Б.(фрагмент)

Аннотация статьи.

Анализируя сюжет античного мифа о Нарциссе и Эхо, автор задается вопросом, как влияет развитие личности подростка, происходящее на фоне стремительных физиологических изменений, на характер интимных отношений. Какова роль мастурбации в преодолении страха перед своим измененным телом. Как дебют сексуальных отношений в адолесцентном периоде может влиять на развитие личности. Каковы предпосылки возникновения перверсий в интимных отношениях, что способствует их развитию по типу садомазохистической зависимости?

Автор считает, что отказ от нормальных сексуальных отношений является свидетельством неудачи в процессе интеграции сексуального тела в целостный образ себя, и, как следствие, нарушения процесса формирования идентичности. Неординарные сексуальных поступки подростков в период начала любовных отношений являются отражением патологических фиксаций на ранних идеализированных родительских объектах.

Поднимается вопрос о специфическом для подростка воздействии аналитической терапии, воспринимаемом им как угроза индивидуации.

В заключение рассматриваются особенности влияния интимных отношений в подростковом периоде на дальнейшее развитие юношей и девушек.

Полный текст перевода.

 

[В оглавление]

О.Н. Павлова. Истерическая семиотика женского в клинике современного психоанализа.

Аннотация статьи.

(Статья опубликована в Московском психотерапевтическом журнале (специальный психоаналитический выпуск №2(53), 2007). Статья является попыткой автора использовать некоторые обобщения непосредственного клинического опыта, сделанные на основе теоретических конструктов парадигмы психоанализа для анализа и понимания проблем женственности, обнаруживающих себя в ментальности современной женщины. В качестве лейтмотива музыки текста можно озвучить вопрос: «Как соотносится «женское» и «истерическое» в пространстве женской души?» Реконструированная в психоанализе история детства женщин, их реальных отношений с родителями, бессознательный образ себя как женщины и глубоко внутреннее женское представление о мужчине, фантазмы сексуальных отношений позволяют автору сделать попытку взглянуть на истерию как специфически женское, очертить границы истерического континуума в женской внутренней реальности, выделить специфические закономерности существования «женского истерического».

 

Полный текст работы.

 

[В оглавление]

Телегин Я.Ю. Защитные механизмы личности и их связь с патологическими типами характеров. Москва, 2006-2007.

Аннотация работы.

В работе детально исследован вопрос о связи защитных механизмов личности с патологическими типами характеров.

Дано определение данных понятий, проведен исторический экскурс исследований вопроса различными учеными.

Подробно освещены основные защитные механизмы личности и их  проявление у людей с различными типами характера. Для более понятной картины проведено исследование и с обратной стороны – выделены наиболее яркие патологические характеры, и дано описание набора защитных механизмов, используемых ими.На примере персонажей из художественной и клинической литературы выделены особенности их поведения и функционирования, которые указывают на применение ими определенных защитных механизмов, присущих описываемым видам характера.

Основной смысл исследования – правильная диагностика патологического характера, основанная на наблюдении защитных механизмов, которая позволяет сделать вывод о методах психотерапии применительно к конкретному пациенту.

Для полноты картины исследованы также вопросы о глубинных мотивах возникновения защитных механизмов и о проявлении защитных механизмов через сопротивление и перенос в аналитической ситуации.

 

Полный текст работы.

 

[В оглавление]

Уоррен Кинстон. Стыд. Теоретический обзор. 1983. Перевод Борисова Д.Г.

Аннотация работы.

До настоящего времени стыд является «Золушкой отрицательных эмоций» (Rycroft, 1968), хотя заслуживает центральную роль в психоаналитической теории наряду с тревогой и виной. Анализ литературы наряду с моими клиническими и теоретическими изысканиями привел меня к концептуальному пониманию стыда как сигнальной функции, аффективной и когнитивной одновременно, которая вызывается движением индивида от «собственного нарциссизма Я» (self narcissism) к объектному нарциссизму (object narcissism) (Kinston, 1980), (1982). Подробности стыда  и схожих переживаний (в.т.ч. унижения, потери, вины, агрессии) будут описаны в форме краткого критического обзора литературы. Я покажу, что эти переживания укладываются в концепцию, обозначенную выше; дальнейшие выводы феноменологические и теоретические, будут основаны на теории нарциссизма.

Полный анализ стыда должен не только связать воедино различные клинические психоаналитические обзоры, но и многое написанное другими авторами (не психоаналитиками). Психоаналитики отмечают следующие характерные черты, присущие стыду, такие как: связь с самовыражением (self-exposure) и страхом отвержения, сексуальностью и отсутствием стыда в перверсиях, связь стыда с покраснением и желанием спрятаться, феномен склонности к стыду. Другие важные характеристики стыда, отмеченные авторами не психоаналитического направления, необходимо либо включить в контекст психоаналитического понимания, либо исключить совсем. Например, в Библейских текстах безоговорочное принятие стыда является аксиомой; Шекспир гораздо чаще обращался к понятию стыда нежели вины и связывал его, скорее с правдой и честью, чем с унижением от совершенных проступков; Ницше связывал стыд с потерей индивидуальности (собственного Я) и воли.

Как будет понятно из дальнейшего обзора литературы, психоаналитически ориентированные авторы по большей части игнорировали необходимость разделения клинических и теоретических изысканий. Только Лихтенштейн (1963) сделал попытку структурировать работы авторов вне пределов психоанализа. Психоаналитики, как правило, используют термин «стыд» по большей части так, как он проявляется в их клинической практике, и ошибочно идентифицируют его со «стыдом и виной» или «стыдом и чувствами неполноценности».

 

Полный текст работы.

 

[В оглавление]

Пенти Икконен. Происхождение стыда и его проявления. Перевод с английского Борисова Д.Г.

 

Аннотация работы.

В последние годы отмечалось, что стыд является запущенной областью в теории и практике психоанализа. Клинический опыт привлек наше внимание к этому вопросу. Мы заметили, что многие аналитики идентифицируют и выгодно используют стыд в работе.

Здесь мы предлагаем нашу собственную точку зрения, что стыд есть реакция на отсутствие одобряющего взаимодействия (approving reciprocity). Базовая форма стыда  - тревога незнакомца, возникающая у ребенка. Когда ребенок доверчиво протягивает руки к взрослому, и затем осознает, что это не его мать, он прекращает тянуться, отворачивает голову, прячет лицо и начинает плакать. В ходе развития потребность в одобряющем взаимодействии становится более выраженной: когда ребенок не встречает ставшего привычным взгляда матери, он стыдится своих ложных ожиданий.

 

Полный текст работы.

 

[В оглавление]

 

 

Ё

г. Москва, улица Косыгина, 13, подъезд 5 (м. Воробьевы горы, м. Ленинский проспект) Схема проезда.

Телефоны: (495) 741-17-49, (925) 859-11-45

E-mail: yaroslav@psychoanalyse.ru

Яндекс цитирования Размещено в dmoz (ODP)

Сотрудничество и реклама на сайте.

Москва 2004-2015 : YaYu   @